Природа и нравственное воспитание
Одуванчик

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

Информация о МДОУ

Сотрудники

Методическая копилка

Фотоальбом

Публичный доклад

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:"Природа и нравственное воспитание
детей дошкольного возраста"

Подготовил: ст.воспитатель
Белкина Г.Н.

Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств. Гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, становятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края. О природном разнообразии страны;
  • формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушении, а при необходимости восстанавливать.

Следовательно, знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В.А.Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося о возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий".
Эмоциональное отношение, как заметил психолог Б.М.Теплов, заканчивается с элементарных определений "нравится", "не нравится","приятно" и постепенно доходит до овладения целым рядом эстетических оценок.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
"Потребность в красивом, - говорил В.А.Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…"
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности.
Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений.
Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.
Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки) Его вопросы - первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.
С детьми трёх-четырёх лет проводят целевые прогутки, Они кратковременны, эпизодичны, но уже довольны разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.
Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе, но дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: "Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь, желтых, красных и т.д.", "Выглянуло солнышко и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хочется таять!
Малышам доступно рассказывают, что нам дарит природа, (сколько морковки выросло) Какая широкая чистая речка - в ней дети купаются и т.д., рассказывают об элементарных правилах бережного отношения бережного отношения к ней (не поставили сорванный цветок в воду - он завял) Малыши долны знать, чтобы сохранить растения здоровыми и красивыми за ними нужно ухаживать, поливать. Воспитатель учит детей правильно поливать растения, кормить птиц, рыб. Эти первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде формируют у малышей заботливое отношение ко всему живому.
Полезно организовывать наблюдения за трудом старших дошкольников Это воспитывает такие нравственные качества, как трудолюбие, заботливость, чуткость.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавам, весельем. Воспитатель не должен забывать и о принесенном с прогулки природном материале...

В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоят более сложные задачи: развивать у детей любовь к природе, формировать умение выражать чувство в делах, в образном слове, в рисунке, воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, пониманию недопустимости жестокого обращения с животными.
В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой по-прежнему основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Воль должен помнить, что объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными и содержать элементы новизны.
Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе, описать ее элементы. Детей старшего возраста необходимо приучать к тому, чтобы не рвать растения, топтать их, составлять из них большие букеты, т.к. сорванное растение не дает семян, и из них не будет других растений, а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных. Необходимо, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекают их пение птиц в лесу, в парке.
В старшем дошкольном возрасте проводят беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде. Детям рассказывают об охране природы, о создании заповедников, для чего они нужны.
Детям предлагают рассказать о животных, которые живут у них дома, как они за ними ухаживают, придумать рассказ, Здесь задача развития речи должна связываться с задачами нравственного воспитания.
Для решения данной задачи также используется художественная литература. Воспитатель использует как положительные примеры, так и отрицательные, где дети делают самостоятельные умозаключения.
Также детям этого возраста доступны и довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Чтение стихов вызывает у детей эмоциональный отклик в душе ребенка.
Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок "Природа и фантазия" С большим удовольствие дети делают из природного материала забавные игрушки, композиции, сувениры.

Решение данной задачи , зависит и от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
Большое внимание имеют программы телепередач "В мире животных". Хорошо, если родители просматривают передачу, фиксируют внимание детей на том материале, который будет им интересен. Необходимо заинтересовывать родителей. Проводя разнообразные формы работы с ними.