Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста
Одуванчик

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

Информация о МДОУ

Сотрудники

Методическая копилка

Фотоальбом

Публичный доклад

 

Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста

Подготовила:
Ст.воспитатель Белкина Г.Н.

"Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоеванного
русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своем культурном прошлом,
о наших памятниках, языке, живописи"
Д.С.Лихачев

Явление социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания - стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений заключается в том, чтобы донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. В нашем случае традиций и культуры марийского народа.
Идея воспитания детей на национальных традициях вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая все ее направления.
Жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Одно из направлений такой совместной работы - взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей в освоении традиций народной культуры. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок. К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции. В погоне за элитным образованием часто искажается система ценностей, утрачивается "нить родства" и взаимопонимания. Не случайно в последние годы произошло возрождение интереса к истокам народного воспитания и народной культуры, в том числе к приемам и средствам народной педагогики, которые познаются в непосредственном общении с пожилыми членами семьи.
Однако народная педагогика эффективна лишь при соблюдении определенных условий:
- в семье надо создать и развивать свои традиции;
- семья не должна существовать изолированно;
- родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);
- дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
- члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать постоянную поддержку в этой работе.
Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями недостаточно. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую может входить:
- оснащение групповой комнаты предметами быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками,;
- участие в народных праздниках и развлечениях;
- организация экскурсий по городу, в музей и т.д.;
- совместные выставки работ детей и родителей;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- совместные субботники по озеленению, создание уголков леса и т.п.
Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает чувство гордости за родную землю, желание сохранять и оберегать ее богатства, культурное наследие.
Можно выделить основные направления совместной работы:
- ознакомление детей и родителей с самобытностью русского и марийского народа; ее историческим прошлым, древними и современными памятниками архитектуры, культуры;
- более глубокое проникновение в быт марийского края;
- знакомство с биографиями наших земляков, прославивших наш край (писатели, поэты, художники)
- ознакомление с искусством: фольклором, ремеслами, игрушками.
Как уже говорилось, работа строится на тесном контакте родителей и педагогов.
Здесь приемлем такие методы работы педагогов как:
- домашние задания для родителей, прогулки с детьми по городу в выходные дни, посещение музея, выставок;
- силами педагогов, родителей и детей можно организовать тематические фотовыставки, выставки предметов быта, пополнение предметами быта марийского кабинета из коллекций бабушек, родственников; выставки детских рисунков, выполненных в семье самостоятельно или совместно с родителями; совместные посиделки, театральные представления и т.д.
Можно привлечь к работе самих детей. Они могут стать экскурсоводами на выставках, становятся артистами на праздниках, театрализованных представлениях.
Большую работу в этом могут оказать культурная общественность города (музей, клуб, музыкальная школа, художественная школа.)
Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей живущих в городе, можно расширить представление детей о родном крае,, лучше понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему.
Работу по привитию патриотического воспитания необходимо начинать с 1 младшей группы. Уже в первой младшей группе дети проявляют интерес к семье, детскому саду, труду взрослых. Особенное внимание в этом возрасте нужно обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.
Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры "Как помочь маме", "Как пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу?".
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них.
Необходимо формировать у детей чувства симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате", "Поиграй в мяч в Сашей", "Пожалей Колю" следует подвести их к пониманию: нельзя драться и обижать других детей.
Детям данного возраста трудно представить город, запомнить его название, так как их жизнь ограничивается домом (детским садом). Поэтому им только напоминают название города и рассказывают о том, как красива улица, на которой расположен детский сад.
В первой младшей группе уже можно начинать побуждать интерес к труду близких взрослых.
Во второй младшей группе продолжается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет у ребенка: "С кем ты живешь?" "Есть ли у тебя бабушка, дедушка?" Детей необходимо приучать называть некоторых работников детского сада (воспитателя, няню, музыкального руководителя, медицинскую сестру, заведующую) по имени и отчеству.
Обращаясь к ребенку надо называть его только по имени, желательно использовать и ласковые обращения. Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг друга так же, как воспитатель, а ласковые обращения способствуют возникновению симпатий, товарищеских взаимоотношений.
Важно, чтобы дети научились замечать добрые дела, в том числе заботу о них.
Уже в этом возрасте совершаются целевые прогулки (если это безопасно) по улицам города. Подводят к пониманию, что наш город прекрасен, его надо любить.
В средней группе продолжается работа по расширению представлений о семье. Часто с детьми нужно говорить о маме.
Необходимо убедить родителей в том, что дети должны иметь дома постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами семьи. Необходимо объяснить ребенку, что каждый член семьи заботится друг о друге. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях.
Детей среднего возраста хорошо привлекать к работе по оформлению детского сада. "Это наш дом. Он должен быть уютным и красивым"
Дети должны знать название улицы, на которой расположен детский сад. Рассказать почему она так названа. Проводятся беседы о родном городе, как он называется, о его достопримечательностях.
В средней группе воспитатель рассказывает детям о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомят детей с родами войск,(рассматривают иллюстрации, картинки)
Продолжается знакомство с профессиями. Следует планировать дидактические игры и упражнения: "Кому, что нужно для работы" "Для чего нужна вещь", "Вам письмо" и т.д.
В старшей группе продолжается работа по теме:"Моя семья" У детей формируют интерес к своей родословной, Детям предлагается рассказать о родственных отношениях в семье. Эффективными методами являются беседы "Что такое генеалогическое древо", "Отдыхаем всей семьей", организовываются встречи с бабушками и дедушкам и т.д. На таких встречах дети рассказывают чем они занимаются в детском саду, взрослые рассказывают интересные эпизоды из их жизни.
Необходимо в этом возрасте рассказывать о дружбе, взаимовыручке, использовав чтение произведений "Мальчиш-кибальчиш","Три товарища", "Подруги". "Почему нам не нравятся люди, которые лгут". Необходимо закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, если кому-то из ребят грустно, поговори с ним.
Следует расширять знания детей о родной стране,, государственных и народных праздниках, продолжать формировать интерес к "малой Родине" полезно провести занятие "Мой город - моя малая Родина".
Целесообразно организовывать прогулки по городу, возлагать цветы к памятникам героям войны.
В старшей группе детям объясняют, что наша страна называется Российская Федерация, (Россия) показывают на карте всю Россию, выделив при этом столицу России. Детей подводят к выводу: любить Родину - значит прежде всего знать свою страну, гордиться ею, болеть за выступление наших
спортсменов и т.д.
В этом возрасте детей знакомят в гербом, мелодией гимна России (флаг России знают во всем мире, он развевается над зданием правительства, его поднимают на Олимпийских играх и других международных соревнованиях в честь побед спортсменов из России, при этом обязательно звучит гимн России.
Продолжают расширять представления детей о Российской армии, рассказывают о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
Не остается без внимания раздел - "Труд взрослых" здесь более широко освещаются разные профессии. Подводят детей к мысли - все профессии важны. Каждый труд в почете.
Возросшие познавательные и социальные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям седьмого года жизни возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения, и взаимозависимости, Дети активно участвуют в подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких людей. Проводя беседы о семье, воспитатель учит детей бережно хранить почетные грамоты и другие награды близких людей, особенно ордена и медали письма из армии.
В этом возрасте говоря о жизни ребенка в детском саду, детям говорят о их правах, обязанностях. Говорят о традициях детского сада, группы,
Через осознание детьми социально-одобряемого отношения к ним как к самым старшим в детском саду необходимо вызвать у них желание опекать младших.
Важно продолжать знакомить с достопримечательностями города, формировать эмоционально положительное отношение к нему. Здесь проводятся такие беседы как: "С чего начинается Родина" Детей знакомят с народными костюмами, фольклором, традициями.
Продолжают знакомить с символикой России, республики, города. Воспитатель должен объяснить детям, когда звучит гимн, нужно вставать, а мужчинам и мальчикам снимать головные уборы.
Также детей знакомят с понятием "Земля - наш общий дом" Рассказывают о том, что на Земле много стран, где живут люди разных национальностей и расс. Воспитывают уважение к ним.
Продолжают расширять представление о воинах, о героях войны, погибших во времена военных действий, которым в дни памяти возлагают цветы. Эти беседы не должны сводиться к монологу взрослых. Здесь необходимо ставить проблемные ситуации "Если страна без армии","Если в армии только танкисты" и т.д.
Затрагивается тема "общественная жизнь людей". Здесь рассматривается вопрос о выдающихся личностях города, республики, страны. Важно показать, что взрослые люди творчески подходят к своему труду, независимо от профессии.
Вся эта работа должна быть систематической, постоянной. Только тогда она даст свои плоды.