Любовь
к Родине воспитывается с раннего возраста
Подготовила:
Ст.воспитатель Белкина Г.Н.
"Русский
народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоеванного
русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своем культурном прошлом,
о наших памятниках, языке, живописи"
Д.С.Лихачев
Явление социальной патологии в молодежной среде: преступность,
алкоголизм, проституция, суицид, наркомания - стали сегодня, к
великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина
кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир
- патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается
она у детей с раннего возраста. Поэтому задача педагогов дошкольных
учреждений заключается в том, чтобы донести до воспитанников,
что они являются носителями великой русской культуры, национальных
традиций русского народа и родного края. В нашем случае традиций
и культуры марийского народа.
Идея воспитания детей на национальных традициях вписывается в
общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая
все ее направления.
Жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного
участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Одно
из направлений такой совместной работы - взаимодействие педагогического
коллектива, детей и родителей в освоении традиций народной культуры.
Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности
детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности,
которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок.
К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых
традиций, включающих и воспитательные функции. В погоне за элитным
образованием часто искажается система ценностей, утрачивается
"нить родства" и взаимопонимания. Не случайно в последние
годы произошло возрождение интереса к истокам народного воспитания
и народной культуры, в том числе к приемам и средствам народной
педагогики, которые познаются в непосредственном общении с пожилыми
членами семьи.
Однако народная педагогика эффективна лишь при соблюдении определенных
условий:
- в семье надо создать и развивать свои традиции;
- семья не должна существовать изолированно;
- родителям желательно владеть воспитательными методами народной
педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);
- дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать
систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном
труде, помощи другим людям;
- члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной
культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать постоянную
поддержку в этой работе.
Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными
знаниями недостаточно. Родители должны стать единомышленниками
воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную
совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую
может входить:
- оснащение групповой комнаты предметами быта, народно-прикладного
искусства, народными играми, игрушками,;
- участие в народных праздниках и развлечениях;
- организация экскурсий по городу, в музей и т.д.;
- совместные выставки работ детей и родителей;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- совместные субботники по озеленению, создание уголков леса и
т.п.
Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает
чувство гордости за родную землю, желание сохранять и оберегать
ее богатства, культурное наследие.
Можно выделить основные направления совместной работы:
- ознакомление детей и родителей с самобытностью русского и марийского
народа; ее историческим прошлым, древними и современными памятниками
архитектуры, культуры;
- более глубокое проникновение в быт марийского края;
- знакомство с биографиями наших земляков, прославивших наш край
(писатели, поэты, художники)
- ознакомление с искусством: фольклором, ремеслами, игрушками.
Как уже говорилось, работа строится на тесном контакте родителей
и педагогов.
Здесь приемлем такие методы работы педагогов как:
- домашние задания для родителей, прогулки с детьми по городу
в выходные дни, посещение музея, выставок;
- силами педагогов, родителей и детей можно организовать тематические
фотовыставки, выставки предметов быта, пополнение предметами быта
марийского кабинета из коллекций бабушек, родственников; выставки
детских рисунков, выполненных в семье самостоятельно или совместно
с родителями; совместные посиделки, театральные представления
и т.д.
Можно привлечь к работе самих детей. Они могут стать экскурсоводами
на выставках, становятся артистами на праздниках, театрализованных
представлениях.
Большую работу в этом могут оказать культурная общественность
города (музей, клуб, музыкальная школа, художественная школа.)
Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство,
труд людей живущих в городе, можно расширить представление детей
о родном крае,, лучше понимать его культуру, воспитывать чувство
гордости за отчий дом, бережное отношение к нему.
Работу по привитию патриотического воспитания необходимо начинать
с 1 младшей группы. Уже в первой младшей группе дети проявляют
интерес к семье, детскому саду, труду взрослых. Особенное внимание
в этом возрасте нужно обратить на то, что ребенок живет вместе
с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.
Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей
могут помочь дидактические игры "Как помочь маме", "Как
пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу?".
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно
показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые,
которые любят детей и заботятся о них.
Необходимо формировать у детей чувства симпатии к сверстникам,
а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате",
"Поиграй в мяч в Сашей", "Пожалей Колю" следует
подвести их к пониманию: нельзя драться и обижать других детей.
Детям данного возраста трудно представить город, запомнить его
название, так как их жизнь ограничивается домом (детским садом).
Поэтому им только напоминают название города и рассказывают о
том, как красива улица, на которой расположен детский сад.
В первой младшей группе уже можно начинать побуждать интерес к
труду близких взрослых.
Во второй младшей группе продолжается работа по формированию представлений
о семье. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет у ребенка:
"С кем ты живешь?" "Есть ли у тебя бабушка, дедушка?"
Детей необходимо приучать называть некоторых работников детского
сада (воспитателя, няню, музыкального руководителя, медицинскую
сестру, заведующую) по имени и отчеству.
Обращаясь к ребенку надо называть его только по имени, желательно
использовать и ласковые обращения. Это важно по ряду причин: дети
начинают называть друг друга так же, как воспитатель, а ласковые
обращения способствуют возникновению симпатий, товарищеских взаимоотношений.
Важно, чтобы дети научились замечать добрые дела, в том числе
заботу о них.
Уже в этом возрасте совершаются целевые прогулки (если это безопасно)
по улицам города. Подводят к пониманию, что наш город прекрасен,
его надо любить.
В средней группе продолжается работа по расширению представлений
о семье. Часто с детьми нужно говорить о маме.
Необходимо убедить родителей в том, что дети должны иметь дома
постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами
семьи. Необходимо объяснить ребенку, что каждый член семьи заботится
друг о друге. Детям дают первоначальные представления о родственных
отношениях.
Детей среднего возраста хорошо привлекать к работе по оформлению
детского сада. "Это наш дом. Он должен быть уютным и красивым"
Дети должны знать название улицы, на которой расположен детский
сад. Рассказать почему она так названа. Проводятся беседы о родном
городе, как он называется, о его достопримечательностях.
В средней группе воспитатель рассказывает детям о Российской Армии,
о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомят детей с родами
войск,(рассматривают иллюстрации, картинки)
Продолжается знакомство с профессиями. Следует планировать дидактические
игры и упражнения: "Кому, что нужно для работы" "Для
чего нужна вещь", "Вам письмо" и т.д.
В старшей группе продолжается работа по теме:"Моя семья"
У детей формируют интерес к своей родословной, Детям предлагается
рассказать о родственных отношениях в семье. Эффективными методами
являются беседы "Что такое генеалогическое древо", "Отдыхаем
всей семьей", организовываются встречи с бабушками и дедушкам
и т.д. На таких встречах дети рассказывают чем они занимаются
в детском саду, взрослые рассказывают интересные эпизоды из их
жизни.
Необходимо в этом возрасте рассказывать о дружбе, взаимовыручке,
использовав чтение произведений "Мальчиш-кибальчиш","Три
товарища", "Подруги". "Почему нам не нравятся
люди, которые лгут". Необходимо закреплять правила доброжелательного
отношения к другим детям: поделись игрушкой, разговаривай вежливо,
если кому-то из ребят грустно, поговори с ним.
Следует расширять знания детей о родной стране,, государственных
и народных праздниках, продолжать формировать интерес к "малой
Родине" полезно провести занятие "Мой город - моя малая
Родина".
Целесообразно организовывать прогулки по городу, возлагать цветы
к памятникам героям войны.
В старшей группе детям объясняют, что наша страна называется Российская
Федерация, (Россия) показывают на карте всю Россию, выделив при
этом столицу России. Детей подводят к выводу: любить Родину -
значит прежде всего знать свою страну, гордиться ею, болеть за
выступление наших
спортсменов и т.д.
В этом возрасте детей знакомят в гербом, мелодией гимна России
(флаг России знают во всем мире, он развевается над зданием правительства,
его поднимают на Олимпийских играх и других международных соревнованиях
в честь побед спортсменов из России, при этом обязательно звучит
гимн России.
Продолжают расширять представления детей о Российской армии, рассказывают
о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
Не остается без внимания раздел - "Труд взрослых" здесь
более широко освещаются разные профессии. Подводят детей к мысли
- все профессии важны. Каждый труд в почете.
Возросшие познавательные и социальные интересы, расширение круга
знаний и представлений дают детям седьмого года жизни возможность
глубже постигать явления окружающей действительности, их связи,
взаимоотношения, и взаимозависимости, Дети активно участвуют в
подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких
людей. Проводя беседы о семье, воспитатель учит детей бережно
хранить почетные грамоты и другие награды близких людей, особенно
ордена и медали письма из армии.
В этом возрасте говоря о жизни ребенка в детском саду, детям говорят
о их правах, обязанностях. Говорят о традициях детского сада,
группы,
Через осознание детьми социально-одобряемого отношения к ним как
к самым старшим в детском саду необходимо вызвать у них желание
опекать младших.
Важно продолжать знакомить с достопримечательностями города, формировать
эмоционально положительное отношение к нему. Здесь проводятся
такие беседы как: "С чего начинается Родина" Детей знакомят
с народными костюмами, фольклором, традициями.
Продолжают знакомить с символикой России, республики, города.
Воспитатель должен объяснить детям, когда звучит гимн, нужно вставать,
а мужчинам и мальчикам снимать головные уборы.
Также детей знакомят с понятием "Земля - наш общий дом"
Рассказывают о том, что на Земле много стран, где живут люди разных
национальностей и расс. Воспитывают уважение к ним.
Продолжают расширять представление о воинах, о героях войны, погибших
во времена военных действий, которым в дни памяти возлагают цветы.
Эти беседы не должны сводиться к монологу взрослых. Здесь необходимо
ставить проблемные ситуации "Если страна без армии","Если
в армии только танкисты" и т.д.
Затрагивается тема "общественная жизнь людей". Здесь
рассматривается вопрос о выдающихся личностях города, республики,
страны. Важно показать, что взрослые люди творчески подходят к
своему труду, независимо от профессии.
Вся эта работа должна быть систематической, постоянной. Только
тогда она даст свои плоды.