|
Ознакомление
дошкольников с государственной символикой
Подготовила:
Ст.воспитатель Г.Н.БЕЛКИНА
Многие
современные вариативные программы, развития и обучения дошкольников
содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом
и гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг,
и мелодия гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята
только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат
его в начальной школе.
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать
представления об основных функциях государственной символики страны,
о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Старшим дошкольникам
доступно понимание того, что государственные символы объединяют
людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране,
ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего
дошкольного возраста представлений о назначении государственных
символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание
любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к
гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов
герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика
несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей,
поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества
народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на
гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять,
что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами,
какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый
цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный
- отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо
объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться
быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою
Родину.
Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей
дошкольного возраста с государственными символами России. Определение
содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления,
которые могут быть сформированы у детей старшей группы. (см.таблицу№
1 )
Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности
является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили
в данной возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений,
имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного
года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим
образом:
Воспитатель предлагает детям ребятам найти среди изображений гербов
и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует
с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально
с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться
изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать
рисунки с изображением гербов и флагов разных стран государственные
символы
Знания
и представления о гербе и флаге России,
которые могут быть сформированы у детей старшей группы
Знания
и представления
|
Характеристика
уровней знаний и представлений
|
Минимальный
|
базовый
|
Максимальный
|
Узнавать
изображение герба и флага России.
Называть их:
"Герб России", "Флаг России".
Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают
добро и красоту.
Иметь представления о
Назначении государственного герба, и государственного флага.
|
Узнает
герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и
флагов других стран. |
Уверенно
выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других,
называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на
гербе означают добро и красоту.
Имеет представление о том, что изображение герба России можно
увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги
украшают улицу в праздничный день.
|
Уверенно
выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других,
называет их, Знает, что цвета герба и флага, изображение на
гербе означают добро и красоту,
Орел - солнце,
Всадник - победу добра над злом, цвета Российского флага определяет,
как цвета природы (снег, небо и т.д.)
Имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы
объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают
на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.
|
Существенным
компонентом воспитательно-образовательной деятельности является
диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной
возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений,
имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного
года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим
образом: воспитатель предлагает ребятам найти среди изображений
гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем
беседуют с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально
с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться
изданными
дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки
с изображением гербов и флагов разных стран. В качестве примерных
вопросов для беседы с детьми мы предлагаем использовать следующие:
-
Что
это (Герб России, флаг России);
-
Назови
цвета флага нашей страны (белый, синий, красный);
-
Что
означают цвета Российского флага? (добро и красоту, белый
цвет - снег, облака, синий - небо, реки и моря, красный -
огонь);
-
Что
изображено на гербе России? (двуглавый орел. Всадник, побеждающий
змея);
-
Что
означает изображение двуглавого орла? (солнце);
-
Что
означает изображение всадника?(победу добра над злом);
-
Где
можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах);
-
Зачем
нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на
автомобилях и самолетах? (чтобы можно было отличить их от
монет, автомобилей и самолетов других стран)
-
Зачем
стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей
стране, быть отличительным знаком).
В
старшем возрасте наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений
детей о государственной символики предполагается также их расширение
и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что
гимн исполняется во время праздника или другого торжественного
события, когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам
снять головные уборы.
Хотелось бы обратить внимание на то, что выделенный в таблицах
"максимальный уровень представлений" не является обязательным,
однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности
и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой
уровень знаний.
Знания
и представления о государственных символах России, которые могут
быть сформированы у детей
подготовительной к школе группе.
Знания
и представления
|
Характеристика
уровней знаний и представлений
|
Минимальный
|
базовый
|
Максимальный
|
Знать
и называть государственные символы "Флаг России",
Герб России", "Гимн России".
Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают
добро и красоту. Иметь представления о назначении государственного
герба и государственного флага.
Иметь представления о правилах поведения при прослушивании
государственного гимна.
|
Называет
флаг, герб и гимн России |
Называет
флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага,
изображение на гербе означает добро и красоту ,
Орел - солнце;
Всадник - победу добра над злом,
Цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег,небо
и пр.)
Имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы
объединить людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают
на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает,
когда исполняются гимн, как нужно при этом себя вести.
|
Называют
флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом
значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый
орел означает единство и независимость страны; всадник - победу
добра над злом, белый цвет - чистоту., мир; синий-верность
правду, красный-отвагу, красоту,любовь. Знает о том, что государственные
символы объединяют людей и служат отличительными знаками.
Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную.
Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. |
При
проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь
качественные изображения герба и флага России, запись государственного
гимна.
В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические
материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных
средств, имеющих изображения государственных символов.
Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений,
нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления
и развития государственных символов России представляет определенную
сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребенке.
Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической
работы в детском саду в этом направлении. Педагогам нужно овладеть
и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного
возраста с государственными символами России.
Герб и флаг государства - явления сложные и многогранные, они
имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов,
таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный
и эстетический.
Рисунок современного государственного герба и флага регламентирует
Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет
на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой
России.
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста
с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности
с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических
особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть,
выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления
о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и
флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической
деятельности, творческой деятельности. Особенно это актуально
на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей
страны в средней возрастной группе.
Представления о цветах Российского флага могут формироваться не
только на занятии по ознакомлению с окружающим, но и в процессе
изобразительной деятельности: рисование белоснежной березки, зимнего
пейзажа, аппликации "гроздь рябины" и других. (рисовать
изображение герба детям не стоит, т.к. дети в этом возрасте далеко
не всегда могут точно передать изображение) Нарушение целостности
рисунка герба может расцениваться как нарушение закона. )
Успешность ознакомления детей дошкольного возраста с государственными
символами России во многом зависит от согласованности действий
всего педагогического коллектива ДОУ. Задачи формирования у дошкольников
представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны сложны, но их
можно решать творчески и интересно.
|