Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников
Одуванчик

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

Информация о МДОУ

Сотрудники

Методическая копилка

Фотоальбом

Публичный доклад

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников"

ПЛАН СОБРАНИЯ:

  1. Выступление представителей отдела образования городского округа "Город Волжск"
  2. Сообщение заведующей ДОУ Смирновой Т.С. "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ"
  3. Занятие в старшей группе "Государственная символика" (Викторина "Герб-гимн-флаг")
  4. Разное

В проекте "Национальной доктрины образования" в Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России", граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Поэтому тема: "Формирование личности дошкольника через нравственно-патриотическое воспитание" является одной из основных задач работы педагогического коллектива нашего детского сада. В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов . Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем учреждении реализуются на протяжении всего дошкольного детства. Данная работа разбита на следующие блоки:

  • "Здравствуй, это Я" (осознание своей значимости в ближайшем окружении);
  • "Вместе дружная семья" (семья, детский сад);
  • "Моя малая Родина" (город, микрорайон);
  • "Наша природа" (формирование бережного отношения к природе и всему живому);
  • Этнопедагогика (развитие интереса к русским традициям и промыслам, традициям народов мари);
  • "Мои права и обязанности" (формирование элементарных знаний о правах человека);
  • "Моя Россия"( расширение представлений о городах России);
  • "Наши символы" (герб, флаг, гимн).

Развиваются чувство ответственности и гордости за достижения страны, формируется толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, и т.д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.
Блок "Вместе дружная семья" призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители могут оформить альбомы "моя семья", в старшем возрасте в семье составляется генеалогическое дерево и т.д.
Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) необходимо привить детям такие важные понятия как "долг перед Родиной" "трудовой подвиг", "Любовь к Отечеству".
В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции;
- есть общие профессиональные праздники и т.д.
Задача взрослых, как можно больше собрать интересной информации о том месте где они живут. В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой: городской, республиканской, Российской. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, республики, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы различных городов, на их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Родители из различных поездок могут привезти различные символы (из разных городов), брошюры, картинки и т.д. В группах можно организовать мини-музеи символов.
И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов
"Они защищали Родину". Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России Днями воинской славы России являются дни славных побед.
Быть гражданином, патриотом, - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.